АВИАТЭКС
search_text.gif

АИИС КУЭ - оптовый рынок

Основные направления деятельности компании:

  • системная интеграция и внедрение АИИС КУЭ для оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) "под ключ";
  • разработка программного обеспечения для АИИС КУЭ;
  • разработка проектной документации;
  • поставка оборудования;
  • монтаж оборудования;
  • пусконаладочные работы;
  • генеральный подряд / субподряд;
  • обучение и техническая поддержка Заказчиков;
  • техническое сопровождение системы.

Основные термины  и определения:

Оптовый рынок электрической энергии (мощности) (оптовый рынок) - сфера обращения особого товара - электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Федеральным законом Правительством Российской Федерации от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации. (Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ с изм., внесёнными Федеральным законом от 30.12.2004 № 211-ФЗ.)

Субъекты оптового рынка - юридические лица, получившие в установленном Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка. (Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ с изм., внесёнными Федеральным законом от 30.12.2004 № 211-ФЗ.)

Зона оптового рынка - территория, которая определяется Правительством Российской Федерации и в границах которой происходит формирование равновесной цены оптового рынка в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и правилами оптового рынка (ценовая зона оптового рынка). (Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ с изм., внесёнными Федеральным законом от 30.12.2004 № 211-ФЗ.)

В состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также администратор торговой системы оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка, в том числе организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системный оператор.

Администратор торговой системы оптового рынка - некоммерческая организация, которая образована в форме некоммерческого партнерства, основана на членстве субъектов оптового рынка и целью создания которой является организация купли продажи электрической энергии на оптовом рынке. (Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ с изм., внесёнными Федеральным законом от 30.12.2004 № 211-ФЗ.)

Участники оптового рынка - поставщики электрической энергии и мощности (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии и мощности (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка.  (Постановление Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 № 49, от 16.02.2005 № 81, от 15.04.2005 № 219, от 17.10.2005 № 620, от 07.11.2005 № 661, от 11.11.2005 № 676.)

 

 Основными принципами организации оптового рынка являются:

  • свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке для всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
  • свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
  • свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен  отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних оговоров купли-продажи электрической энергии;
  • учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;
  • взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;
  • отсутствие дискриминации в правилах оптового рынка в отношении субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами электроэнергетики.

 

Реформирование оптового рынка (согласно Постановлению Правительства РФ от 11 июля 2001 г. №526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации", в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 №49):

В ходе трансформации существующей системы хозяйственных отношений в электроэнергетике должны быть обеспечены коммерчески непротиворечивые и технически реализуемые взаимоотношения между продавцами и покупателями электроэнергии. Эти отношения должны быть основаны как на конкурентном ценообразовании в тех секторах, где созданы достаточные условия для конкуренции, так и на устанавливаемых уполномоченным государственным органом тарифах в тех случаях, когда введение конкуренции невозможно по объективным технологическим условиям. Конкурентный оптовый рынок электроэнергии должен складываться на основе свободного коммерческого взаимодействия его участников, действующих по установленным правилам функционирования рынка.

На оптовый рынок будет поставляться электроэнергия, вырабатываемая генерирующими компаниями, сформированными на базе существующих тепловых, атомных и гидравлических электростанций, а также электроэнергия, вырабатываемая электростанциями региональных энергокомпаний и других производителей независимо от организационно-правовой формы.
На первом этапе каждому поставщику, за исключением независимых, обеспечивается равное право продажи на торгах определенной, одинаковой для всех, доли электроэнергии (5-15 процентов выработки) с целью отработки конкурентных механизмов, формирования инфраструктуры рынка, определения с помощью рыночных механизмов реальной стоимости энергии. На всю остальную электрическую энергию сохраняется государственное регулирование тарифов. Независимые производители поставляют всю произведенную электроэнергию по нерегулируемым государством тарифам с использованием механизма коммерческой диспетчеризации.

Формирование рыночных цен будет осуществляться на основании сопоставления ценовых заявок покупателей и продавцов по фактору минимальных цен (коммерческая диспетчеризация) в соответствии с порядком установления равновесных цен оптового рынка.

С целью снижения финансовых рисков на последующих этапах становления оптового рынка электроэнергии участникам рынка должна быть предоставлена возможность заключения контрактов на будущие поставки электроэнергии (мощности) и на покупку или продажу фиксированного объема электрической энергии (мощности) для поставки в оговоренную дату в будущем по согласованной цене (форвардных и фьючерсных контрактов), которые обеспечиваются страхованием (хеджированием) рисков резкого изменения рыночных цен.
Всем продавцам и покупателям электроэнергии, соблюдающим установленные правила и удовлетворяющим требованиям по минимальному объему производства (для производителей) или оборота электроэнергии (для прочих участников рынка), будет обеспечена возможность свободного выхода на рынок.

Взаимодействие участников конкурентного оптового рынка электроэнергии должно осуществляться на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины.

Для участников рынка, которые до их реформирования осуществляют одновременно деятельность в естественно монопольных и конкурентных сферах, обязательным будет являться введение раздельного финансового учета по видам деятельности. В целях создания равных конкурентных условий деятельность по передаче и распределению электроэнергии будет отделена от других видов деятельности путем образования отдельного юридического лица.