АВИАТЭКС
search_text.gif
Вы находитесь: Главная arrow Статьи arrow Промышленные контроллеры: прошлое, настоящее и будущее

Промышленные контроллеры: прошлое, настоящее и будущее

Оглавление
Промышленные контроллеры: прошлое, настоящее и будущее
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11

Главное отличие управляющих машин от универсальных ЭВМ состоит в особенности их связи с внешним миром (управляемым объектом). Исходные данные поступают в машину, минуя человека, непосредственно от измерительных приборов или других устройств, фиксирующих характерные параметры объекта, сигналы управления также выдаются машиной непосредственно на объект. Для этого в составе управляющей машины следует предусмотреть специальные устройства связи с объектом. Кроме того, управляющие машины должны обеспечить работу в реальном масштабе времени, что предъявляет специфические требования к их прикладному и системному программному обеспечению. А это, в свою очередь, предопределяет аппаратную архитектуру и структуру машины. Несомненный интерес представляет история создания управляющих ЭВМ в СССР. Академик В.М. Глушков так вспоминает о создании первой управляющей машины “Днепр”: “Работа была выполнена в рекордно короткий срок: от момента высказывания идеи на конференции в июне 1958 г. до момента запуска машины в серию в июле 1961 г. и установки ее на ряде производств прошло всего 3 года. Насколько мне известно, этот результат до сих пор остается мировым рекордом скорости разработки и внедрения”.

Управляющая машина широкого назначения (УМШН) “Днепр” в декабре 1961 г. уже была принята Государственной комиссией (председатель – академик А.А. Дородницын) и рекомендована к серийному производству. Начало серийного производства – 1962 г.

Академик В.М. Глушков пишет: “Параллельно с созданием “Днепра” мы провели с участием ряда предприятий Украины большую подготовительную работу по применению машины для управления сложными технологическими процессами. Вместе с сотрудниками Металлургического завода им. Дзержинского (Днепродзержинск) исследовались вопросы управления процессом выплавки стали в бессемеровских конверторах, с сотрудниками Содового завода в Славянске – колонной карбонизации и др. В порядке эксперимента впервые в Европе по моей инициативе было осуществлено дистанционное управление бессемеровским процессом в течение нескольких суток подряд в режиме советчика мастера. Начались исследования по применению машин “Днепр” для автоматизации плазовых работ на Николаевском заводе им. 61 Коммунара.

Потом выяснилось, что американцы несколько раньше нас начали работы по универсальной управляющей полупроводниковой машине, аналогичной “Днепру”, но запустили ее в производство в июне 1961 г. одновременно с нами (вероятно, имеется в виду американская машина RW-300. – Прим. авт.). Так что это был один из моментов, когда нам удалось сократить до нуля разрыв по отношению к американской технике, пусть в одном, но очень важном направлении. Заметьте также, что наша машина была первой отечественной полупроводниковой машиной (если не считать спецмашин). Потом оказалось, что она прекрасно выдерживает различные климатические условия, тряску и пр.”.

Эта первая универсальная полупроводниковая машина, пошедшая в серию, побила и другой рекорд — рекорд промышленного долголетия, поскольку выпускалась 10 лет (1961-1971 г.г.), тогда как этот срок обычно не превышает 5-6, после чего требуется уже серьезная модернизация. Когда во время совместного космического полета “Союз-Аполлон” надо было привести в порядок демонстрационный зал в Центре управления полетами, то после длительного выбора существовавших в то время машин (эта работа началась в 1971 или 1972 г.г.) выбор все-таки остановился на “Днепре”, и два “Днепра” управляли большим экраном, на котором все отображалось – стыковка и т.п.